среда, 1 января 2014 г.

Про орхидеи


Много умного писать не буду, просто расскажу, что делала сама. Я не великий специалист, опыт был всякий и отрицательный, и положительный )) 


Орхидей есть много разных видов, самый распространенный и не прихотливый это фаленопсис. Именно они и живут у меня в квартире.  На самом раннем этапе их разведения я полностью загубила одно растение, тогда я ничего не знала и не читала про них. У него загнили корни и фалик умер. Но теперь я знаю, что даже если это и произошло, можно приложить максимум усилий и выходить растение.  
 Если вы купили цветущий фаленопсис, дождитесь пока он отцветет, а потом пересадите его. Для пересадки нужно подготовить специальный грунт, ни в коем случае не покупайте готовый, иначе смысла пересаживать просто нет. Для приготовления грунта  потребуется сосновая кора, древесный уголь и мох. Сосновую кору нужно отварить продолжительное время 2-3 часа, затем распилить на кусочки размером 2-3 см. Уголь примерно такой же фракции.  

Новый горшок желательно взять прозрачный и сделать в нем несколько отверстий, чтобы корни дышали и быстро просыхали. У меня почти все фалики посажены в специальные горшки из ОБИ, но я дополнительно делала в них отверстия снизу и в боковых стенках. 


На дно насыпаем дренаж, а затем смесь из коры, угля и мха. Садим цветок  и сверху закрываем мхом.  Грунт можно приготовить с запасом, поскольку весь этот процесс достаточно хлопотный. 
При таких условиях,  поливать фалики лучше погружением в воду, примерно раз в 2 недели. Если горшки большие то реже, если маленькие, то чаще. Необходимость полива можно определить по весу горшка. Я обычно переношу их все в ванну, поливаю с верху, потом набираю воды и оставляю на 20 мин. Если растение не совсем здорово, то воду из пазух листьев лучше промакнуть ватным тампоном, иначе может загнить. Вообще вода главный враг этих цветов. Еще солнце (об этом позже).  
Одно время я испробовала разные способы разведения)) Разводить черенками у меня так  и не получилось. Опылением тоже  не особо. Потому что это очень длительный и трудоемкий процесс. Я опылила сама несколько цветков от разных растений, образовалась завязь, но потом  в процессе созревания она погибла. У меня была припасена даже питательна среда, куда нужно сеять созревшие семена. Еще есть мнение, что этот вид не предназначен для такого вида размножения. Поэтому больше я  не экспериментировала. 
 Как оказалось, самый просто способ размножения это детки. Детки можно  получить разными способами. Естественным путем их можно ждать десятилетиями)) Есть еще гормональные пасты, НО лучше их не используйте, я так чуть не загубила несколько растений. Они очень их ослабляют. Если все-таки хотите попробовать, мажьте не больше одной почки. Простой и надежный способ получить детку, повредить точку роста основного растения. Тогда фалик больше не сможет расти и обязательно выдаст вам желаемый результат. Потом детку можно снять, отсадить и ждать новую. И так пока у вас хватит терпения. Но губить специально растения не хочется... Хотя иногда это происходить случайно (повреждение точки роста) Поэтому это для информации. 
  Иногда растение само заканчивает свой жизненный путь выпустив цветонос из точки роста.  Вот здесь уже думайте, когда выбираете растение в магазине. Такие встречаются довольно часто.  Можно выбрать такое специально, а можно купить и потом расстроиться. Эта орхидея отцветет и все... Больше расти не будет.  Она сможет только  дать детку, которую потом  можно снять и отсадить. Потом подождать вторую и оставить ее на матери, впоследствии она разовьется в основное растение и вытеснит материнское. Или опять отсадить вторую детку в отдельный горшок. 
Вот пример такого растения. На нем цветонос был из точки роста. Сейчас вторая детка, оставшись на родительской особи, вытесняет материнское  растение. Как видите два листа в левой части принадлежат материнскому растению, остальные уже детке. В таком случае детка развивается гораздо быстрее. Видно, что у нее намного больше листьев и воздушных корней, чем у ее предшественницы, растущей отдельно.

А это первая  детка, сейчас уже полностью самостоятельное растение. 

Вот пример еще одной детки на материнском растении, ее можно уже снимать. Само растение погибло из-за неразумного использования гормональной пасты. Как я уже говорила, она сильно ослабляет фалик и к нему цепляется разная зараза, или он может загнить от небольшого количества лишней влаги. Я уже не помню, что именно случилось, но его пришлось срезать полностью, чтобы не погибли корни. Остался лишь один листик. 




Одна из основных проблем, что орхидеи не цветут. Тут могу посоветовать только набраться терпения. Если растение отращивает листья, это уже очень хорошо, значит ему все нравиться. 
Для стимуляции цветения рекомендуют обеспечить разницу ночных и дневных температур. Например, выставить их на окно.  Но будьте аккуратны, солнце для них враг номер два, после воды. Не должно быть прямых солнечных лучей, иначе ожогов на листьях не избежать.  Один раз я сделала большую глупость, от которой мои цветы все еще приходят в себя (слава Богу, что вообще не сдохли). Летом 2012 я отвезла их в сад на природу, думала там им будет светло и хорошо, а главное воздух не такой сухой, как в квартире. И пришло же в голову мне их поставить в теплицу. Ну думаю тропические растения ведь, любят солнце и жару . Что они пережили там остается только догадываться, думаю, что материли меня на своем цветочном языке, на чем свет стоит . Короче, остались на них огромные ожоги, некоторые листья полностью погибли. Стресс огромный, поэтому  прошлый год они не цвели совсем, даже взрослые и сильные растения. 
  Еще один способ стимуляции роста и цветения, это полив горячей водой. После того, как корни напитаются влагой при погружении, полейте их очень горячей водой (не кипятком, конечно, но такой нормально горячей), и не бойтесь)). 
  Вообще орхи фалики очень красивые и интересные растения, они не сильно прихотливы,  вопреки сложившемуся мнению. Самое прикольное, что их можно не поливать  2 недели и с ними ничего не случится. Очень удобно, когда вы уезжаете в отпуск. 
Если выбираете цветок в магазине, выбирайте растение, у которого больше всего листьев и видна здоровая зеленая корневая система без признаков загнивания. 


Если есть какие то дополнительные вопросы, я с удовольствием на них отвечу))  Ну и узнать ваш опыт в общении с этими красивыми растениями тоже очень интересно. 

33 комментария:

  1. Ой спасибо , большое .Я только начинаю общение с этим растением муж подарил месяц цвели, отцвели думала покупать для пересадки почву, теперь думаю где брать кору мох... пока сегодня первый раз удобряю .И читаю информацию про них.Очень интересно было прочитать .Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Яна, здорово, если что то оказалось полезным для вас))

      Удалить
  2. Спасибо за полезную информацию. Очень люблю орхидеи) На окне стоит и радует меня своим цветением, в этом году на ней распустилось 7 больших цветков)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Достаточно много )) Они не могут не радовать)

      Удалить
  3. Оленька,спасибо)Как ты хорошо обо всем написала)А у меня появилась орхидея, в сентябре,сейчас она отцвела и остались одни листья-пока вроде бы все в поряке,после цветения ведь она должна отдохнуть?А пересаживать её я пока не готова-грунт нужно сделать как ты написала,горшок подготовить, и вообще побаиваюсь-может быть весной лучше)Спасибо тебе за такой необычный и полезный пост)Я я вот задумалась распошивалку на день рождения покупать или попозже,но факт,что задумалась уже, а муж поддержал))) С Новым годом тебя и вою семью)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, можно просто следить за корнями, если они себя хорошо чувствуют, лучше вообще не трогать. Если им очень тесно, или наблюдаются какие то признаки нездоровья, тогда лучше сразу пересадить.
      С Новым годом тебя и всю вашу семью! Счастья и удачи вам!

      Удалить
  4. Оля, ну ты еще и цветовод заядлый... не, собирать мох и варить кору меня бы точно не хватило. И кстати не только орхидеи можно не поливать 2 недели, у меня на холодильнике (подальше от загребущих ручонок) стоит так называемое денежное дерево, последний раз по моему поливала на ноябрьские праздники.. Эх, пойду устрою цветочку Новый год))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дааа, Лена, я такая)))) Сейчас я уже меньше ими занимаюсь, потому что они у мамы живут. Их полки и у нас дома теперь занимают нитки)))))))))))))) Как только разживемся большей площадью перевезу все обратно и буду увеличивать "поголовье"))

      Удалить
  5. Полезная информация.Оля, а у меня вопрос, вот когда отцвели , эти стрелки, ну на которых были цветы,обрезать? Кто говорит обрезать, а кто не трогать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, есть шанс, что из почек, которые не цвели может появиться новый цветонос (или, что очень редко, детка). Поэтому, как вариант обрезать так, чтобы остались две нижние почки. Они могут зацвести позже, а могут и засохнуть.

      Удалить
  6. Оля, твой пост прям как специально для меня) мы купили в Оби голубую орхидею 2 года назад. Она отцвела. Я обрезала стрелки,они засохли. Цветок не пересаживала. Стоял у меня на подоконнике, он стали корни подсыхать, тогда я его поставила в кашпо на кухне. Вроде недалеко от окна, но нет прямых солнечных лучей. И вот с тех пор он не цвел ни разу( корни у него хорошие, зеленые, уже проросли через дырки в горшке (даже не знаю, как теперь пересаживать, чтобы корни не повредить). Попробую его пересадить и поливать горячей водичкой, если он выживет, пока я в отпуске ( а отпуск у меня еще месяц продлится, надеюсь, муж его не угробит)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, голубые я так понимаю это с крашеными цветками. В природе чисто голубых вроде бы нет. А с краской в ОБИ я тоже видела. Не советую такие брать. Возможно поэтому и не цветет, ведь это тоже для него стрессовая ситуация. Не пересаживай пока его, дождись цветения. А то так еще 2 года будешь ждать))) А горячей водой поливай не часто, раз в месяц и очень быстро, только тогда, когда корни напитались влагой. Удачи !

      Удалить
    2. спасибо) доберусь до дома, сфоткаю тебе, в каком состоянии мой цветок, может, чего подскажешь)

      Удалить
  7. Оля, удивляюсь твоему терпению))
    А у нас вместо цветов невоспитанные кошки) есть мечта поселить что-н зелененькое высоко на стене под потолком)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нууу, Алина у нас этого добра тоже хватает)) Две штуки, живут сейчас там же, где и орхидеи)))

      Удалить
  8. У меня орхидея единственный мой цветок, подаренный подругой. В позапрошлом году и до этого как я его выходила после первичного загнивания, он давал много больших хороших листьев, но не цвел. А потом я родила и доча потребовала от меня много внимания, ты права про сухо устойчивость, забывала поливать недели на 2, замечала, когда уже листья сморщиваться начинали... из 6ти листьев 4 отмерли, и вылезло 2 новых, но очень слабеньких в сравнении с предыдущими жирдяями. Почва покупная, выбрала из нее самые большие кусочки чего там коры или угольков... а мох постеснялась... Да осень поняла что туда куда поставила от ребенка подальше - света не хватало, а на окне летом тоже уже испробовала что листья горят, у нас полдня солнце летом палит прям в окно. Так вот переставила осенью на окно, вроде вот листья стал давать, хоть худенькие, так муж два раза опрокинул горшок(( и лист вырос поврежденный(((. Посажен в майонезную банку прозрачную, чтобы я видела состояние корней, там много дырочек наделала, стоит в кашпо на вырезанном из пластиковой бутылки возвышении, т.е. даже если что от полива не стекло, то стекает в кашпо. А поливаю как раз как ты сказала - замачиваю минут на 15. Перепад температур обеспечить не могу, попробую еще горячей водичкой поливать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, желаю скорейшего цветения. Ты уже видимо тоже столкнулась с основными проблемами и опыт имеется))

      Удалить
  9. Ольга, восхищаюсь твоим опытом не только в сфере шитья, но и цветоводстве! Я пока не рискую покупать такие цветы, у меня больше фиалки, цикламены, спатифилумы - они менее прихотливы и не требуют столько ухода. Пока дети маленькие, то иногда забываешь поливать и не переживаешь, что кто-нибудь из них завянет))) Летом выношу их на улицу, на окошко.
    Также поздравляю тебя с Новым годом! Желаю тебе и твоей семье много здоровья, счастья, любви, процветания, мира и добра!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тоня, спасибо за поздравления! Вас тоже с Новым годом и всего самого наилучшего!)))

      Удалить
  10. Красавцы!!! Оля нашла и пост написала, 14 цветочков не ошиблась)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, вот это красота, ушла рыдать)) Хочу таких же ))

      Удалить
    2. она за ними практически не ухаживает, только изредка поливает и пересаживает, а они видимо на зло))ей цветут, я сама рыдаю каждый раз, как вижу все это великолепие)

      Удалить
  11. Оля, спасибо за такую полезную информацию. Мне как раз на день рождения в декабре подарили фаленопсис, желтый с фиолетовой сердцевинкой. Как отцветет, обязательно пересажу в грунт по твоему "рецепту" и сделаю дырочки в горшке

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо за статью! очень полезная

    ОтветитьУдалить
  13. Я свої охри поливаю гарячим душем раз в місяць, а так то раз на 7-10 днів методом занурювання в воду на 15-30 хв.
    Деколи купляю оціненні охри, навіть були випадки що реанімувала охру, то зробила їй тьомную, дала її на тиждень в темне місце і підлила ще рез тиждень, тепер цвіте)

    ОтветитьУдалить
  14. Олечка, спасибо за то, что делишься своим, таким полезным опытом... Я тоже люблю орхидеи, правда, дочка забрала их все в свое ведение... Но, видимо, им под ее руководством совсем не плохо, раз цветущая орхидея, подаренная мне 2 ноября, цветет до сих пор обеими стрелками! ;)))
    Обдумываю, где бы раздобыть кору сосны!

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо за информацию! Я начинающий осваиватель орхидей. И с интересом прочитала всю статью))) Очень полезно и познавательно!

    ОтветитьУдалить
  16. О, огромное спасибо за полезную информацию!!! Мне летом две орхидеи подарили, а дочка листики напополам разорвала, я так горевала. Сейчас одна из них повторно зацвела, утешает меня видимо ))) а как должны выглядеть корни, которые из баночки торчат, они у меня высыхать стали, это нормально?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Скорее всего им просто сухо, низкая влажность. В идеале они не должны сохнуть))

      Удалить
  17. ОЛя, а где ты взяла сосновую кору, уголь и мох? только не говори, что сама в лес ходила ))) пересаживать после того как отцветут вообще для чего надо? и надо ли их опрыскивать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, Ань, там и брала)) Я же рыбак, грибник и ягодник )) Хааа-ха, видимо уже в прошлом, теперь я ничего не успеваю. Кору вываривала и пилила на кубики. Пересаживать, когда уже корням явно тесно, это обычно видно. Опрыскивать надо, они любят, только на цветы не попадать))

      Удалить
    2. ну про рыбачесвто я в курсе, помню твой пост, как вы по реке сплавлялись ))) а насчетв прошлом - не унывай, дети растут быстро, так что у нас все еще впереди!!

      Удалить